Режиссерский театр эпохи модернизма: теории и направления

Объем программы: 36 академических часов
(24 ч. — аудиторные занятия, 12 ч. — самостоятельная подготовка)

Стоимость: 14 900 рублей

Программа авторского цикла лекций, посвященного истории западноевропейского театра, расширит знания слушателей о специфике и законах сценического искусства, различных типах актера и режиссерских системах, поможет углубить знания о режиссерском театре как принципиально новом этапе в истории театрального искусства.

Курс дает представление об общих законах развития театра в специфических условиях, сложившихся в связи с возникновением режиссуры.

Формирование режиссуры на рубеже 19-20 веков и возникновение новой драмы рассматриваются как часть общекультурного поворота. Дальнейшая эволюция театра связана с возникновением крупнейших театральных систем, соответствующих основным художественным направлениям 20 века. Театральные явления показаны в широком культурном, художественном и философском контексте. Завершение разнонаправленного периода модернизма в 1960-е годы связано с возникновением новых театральных теорий и методов анализа спектакля в условиях, когда границы между видами искусства стремительно утрачиваются.

Программа курса

  1. Исторический, философский и культурный контекст возникновения режиссуры в XIX веке
    (Позитивизм и натурализм. Ницше и театр. «Поэтика» Аристотеля и режиссерский театр).
  2. Символистские концепции театра 
    (Метерлинк, Поль Фор, Люнье-По, Крэг, Йейтс, Мейерхольд, Станиславский. Актер-сверхмарионетка и актер психологического театра).
  3. Модерн и театр. Дягилевские сезоны и модерн. Мейерхольд и модерн. Футуризм и театр. Италия и Россия
    (Концепции театра в художественных направлениях 1910-х гг.)
  4. Сюрреализм и театр
    (Дадаизм. Сюрреализм — направление и эстетика).
    Театр жестокости. Основные понятия системы Арто.
  5. Экспрессионизм: драматургия  и театр (Мировое значение, восприятие в России.)
    Эпический театр (Эрвин Пискатор. Влияние Бертольта Брехта на театр 1950-60-х гг.)
    Способы существования актера в театре ХХ в.
  6. Экзистенциализм и театр. Абсурдизм и театр
    (Завершение модернизма - абсурдизм)
    Ситуация 1960-х гг. Постмодернистские концепции театра (Ж.Деррида, Ж. Делез. Театр воспроизведения и театр повторения. Ж.Ф.Лиотар).

Преподаватель курса — Вадим Игоревич Максимов, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой зарубежного искусства РГИСИ, профессор Академии Русского Балета, автор книг «Введение в систему Антонена Арто» (1998), «Театр: Рококо, символизм, модерн, постмодернизм» (2013), «Модернистские концепции театра от символизма до футуризма» (2014), «Из истории теории театра и науки о театре» (2014) и других. Автор спецкурсов и тренингов, проведенных в ГИТИСе (Современные теории театра), в Ярославском театральном институте, Львовском университете, Университете Торонто, Университете Фрайбурга и др. Руководитель и режиссер экспериментальной Театральной лаборатории (с 1984 г.).

Контакты

Отдел повышения квалификации и качества образования

Тел.: +7(812)493-98-02

E-mail: opkiko@rgisi.ru

Официальная страница ВКонтакте: https://vk.com/opk_rgisi

Ссылки