Театр постмодернизма от зарождения до кризиса: теория и практика
Объем программы: 36 академических часов (20 ч. — аудиторные занятия, 16 ч. — самостоятельная подготовка)
Стоимость: 14 900 рублей
Вторая программа авторского цикла лекций, посвященного истории западноевропейского театра, расширит знания слушателей о специфике и законах сценического искусства, различных типах актера и режиссерских системах, поможет углубить знания о режиссерском театре как принципиально новом этапе в истории театрального искусства.
Курс дает представление об общих законах развития театра в специфических условиях, сложившихся в связи с возникновением режиссуры.
Формирование режиссуры на рубеже 19-20 веков и возникновение новой драмы рассматриваются как часть общекультурного поворота. Дальнейшая эволюция театра связана с возникновением крупнейших театральных систем, соответствующих основным художественным направлениям 20 века. Театральные явления показаны в широком культурном, художественном и философском контексте. Завершение разнонаправленного периода модернизма в 1960-е годы связано с возникновением новых театральных теорий и методов анализа спектакля в условиях, когда границы между видами искусства стремительно утрачиваются.
Программа курса
- Границы постмодернизма. Рождение режиссерского театра. Натурализм. Основные этапы развития театра модернистского периода: символизм, модерн, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм. Основные театральные системы ХХ века. Способы актерского существования. Завершение модернизма (театр абсурда). Переход к постмодернизму. Постмодернизм как мышление и как период. Революционная ситуация 1968-го года и культура. Критика «литературоцентризма» Сьюзен Сонтаг. Ж.Ф.Лиотар «Состояние постмодерна».
- Новые формы театра: П. Брук, Е. Гротовский.
Критика С. Сонтаг спектаклей Брука «Король Лир», «Марат/Сад».
Ливинг Тиетр.
Структурализм и театр.
Структурный метод: Барт Р. , Юберсфельд А., Павис П. , Лотман Ю.М. Актантная модель А.Греймаса.
М. Фуко – учение об эпистемах. Эпистемологический анализ (Фуко М. Слова и вещи. Фуко М. Знание Эдипа)
- Постструктурализм.
Ж. Делёз – театр воспроизведения и театр повторения.
Ж. Деррида – деконструктивизм.
Ж.-Ф. Лиотар – энергетический театр.
А. Бадью, К. Чухров. Развитие теории «театра повторения».
Эстетизация театра 1970-х: Дж. Стрелер, Р. Уилсон.
- Мифологическое и драматическое в театре 1970 – 80-х: П. Брук, А. Мнушкина, Л. Ронкони. Психоанализ и театр. Ритуально-мифологическая школа.
Эудженио Барба – театральная антропология.
- Кризис постмодернизма в 1990-е.
Х.-Т. Леман – постдраматизм.
Э. Фишер-Лихте – перформативность.
Постмодернистское и пост-постмодернистское (метамодернистское) в спектаклях Р. Уилсона, Ф. Касторфа, Т. Остермайера, Р. Кастеллуччи и др.
- Кризис постмодернизма в 2000-е.
Артемий Магун- теория отрицательной эстетики («Искус небытия», 2020)
Преподаватель курса — Вадим Игоревич Максимов, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой зарубежного искусства РГИСИ, профессор Академии Русского Балета, автор книг «Введение в систему Антонена Арто» (1998), «Театр: Рококо, символизм, модерн, постмодернизм» (2013), «Модернистские концепции театра от символизма до футуризма» (2014), «Из истории теории театра и науки о театре» (2014) и других. Автор спецкурсов и тренингов, проведенных в ГИТИСе (Современные теории театра), в Ярославском театральном институте, Львовском университете, Университете Торонто, Университете Фрайбурга и др. Руководитель и режиссер экспериментальной Театральной лаборатории (с 1984 г.).
Контакты
Отдел повышения квалификации и качества образования
Тел.: +7(812)493-98-02
E-mail: opkiko@rgisi.ru
Официальная страница ВКонтакте: https://vk.com/opkiko_rgisi