Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе

Научно-исследовательская и творческая деятельность РГИСИ организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом РГИСИ другими нормативными актами института. Будучи старейшим театральным вузом России, РГИСИ является уникальным научно-педагогическим комплексом, аккумулирующим и развивающим традиции отечественной театральной истории и теории, сохраняющим и развивающим методики российской театральной педагогики.

Целями научно-исследовательской деятельности института являются разработка фундаментальных и прикладных направлений науки о театре, разработка проблем методологии сценической педагогики. Научно-исследовательская деятельность РГИСИ в том числе направлена на обеспечение и совершенствование учебного процесса, на развитие творческой, образовательной и просветительской деятельности в театральной отрасли.
РГИСИ планирует и реализует как индивидуальные, так и коллективные исследовательские программы, научно-творческие, научно-образовательные и экспериментальные проекты, организует международные, общероссийские, межвузовские и институтские научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы и иные научно-практические, а также научно-методические мероприятия. В РГИСИ проходят научно-практические конференции по различным профессиональным направлениям театральной деятельности, затрагивающие актуальные проблемы истории и теории драматического, музыкального, кукольного театра, эстрадного искусства, сценографии и театральной технологии, телевизионного театра, экранных искусств и мультимедиа, проблем театральной эстетики, социологии, междисциплинарных взаимодействий, различные аспекты театральной педагогики, пластического воспитания актера, хореографического искусства, сценической речи, мастерства актера и режиссера. В рамках ежегодного Международного конкурса-фестиваля «Поющая маска», Международного конкурса-фестиваля «Актерское искусство языком пластики» проходят научно-педагогические дискуссии, семинары и  мастер-классы. Крупнейшим научно-педагогическим форумом является Всероссийская научно-практическая конференция педагогов и студентов театральных вузов «Сцена. Слово. Речь». С 2015 года набирают силу Международные «Демидовские чтения», посвященные истории и теории актерского искусства и методологии актерской педагогики. Огромное значение имеют ежегодные театроведческие конференции, ежегодная междисциплинарная аспирантская конференция «Феномен актера» и др.

На базе института работает Диссертационный совет по специальности 17.00.01 – Театральное искусство, в котором сотрудники РГИСИ, выпускники аспирантуры и соискатели защищают кандидатские и докторские диссертации по актуальным проблемам науки о театре.

Институт активно ведет издательскую деятельность. Издательство РГИСИ ежегодно публикует научные монографии, сборники, учебные и учебно-методические пособия, а также издает научный альманах «Театрон».

РГИСИ всесторонне развивает программу международного сотрудничества в научной и творческо-образовательной области, инициирует и поддерживает совместные научно-творческие проекты с ведущими международными исследовательскими и театрально-образовательными центрами, школами, университетами, ассоциациями. РГИСИ с 1990-х годов сотрудничает с Международной федерацией театральных исследований (FIRT), Ассоциацией Европейских театральных школ, Глобальным театральным альянсом, Международной ассоциацией театральных критиков, Институтом исследования театра Свободного универстета г. Берлина (Германия), факультетами изучения театра университетов городов Стокгольма (Швеция), Орхуса (Дания), Хельсинки (Финляндия), Парижа (Франция), Нью-Йорка (США), Лондона (Великобритания), Осаки (Япония), Амстердама (Нидерланды), театральными школами Варшавы и Кракова (Польша), Мюнхена (Германия), Лиможа (Франция), Рима (Италия), Пекина (КНР), Вальядолида и Мадрида (Испания), Будапешта (Венгрия) и др.

Развитие научно-исследовательской и научно-методической деятельности института служит повышению качества образовательного процесса, способствует повышению профессиональной квалификации педагогов, а также активному привлечению студентов и молодых преподавателей к научно-исследовательской и самостоятельной творческой работе, стимулирует к внедрению в учебный процесс новейших достижений современной науки и инновационных технологий.

Научно-исследовательская и творческая деятельность в РГИСИ ведется в рамках следующих научных направлений и творческих школ:

17.00.01 - «Театральное искусство»:
Теория театра – доктор искусствоведения, профессор Ю.М. Барбой
Теория драмы – доктор искусствоведения, профессор А.А. Чепуров
История мирового театра – доктор искусствоведения, профессор В.И. Максимов, доктор искусствоведения, профессор И.А. Некрасова, кандидат искусствоведения, профессор Е.И. Горфункель, кандидат искусствоведения, профессор И.С. Цимбал, кандидат искусствоведения, профессор Г.В. Коваленко, кандидат искусствоведения, профессор А.А. Юрьев.
История русского театра – доктор искусствоведения, профессор Г.В. Титова, доктор искусствоведения, профессор А.А. Чепуров, кандидат искусствоведения, профессор А.П. Кулиш, кандидат искусствоведения, доцент С.И. Цимбалова, кандидат искусствоведения, профессор Л.Г. Пригожина, кандидат искусствоведения, доцент А.Ю. Ряпосов, кандидат искусствоведения, доцент И.В. Кириллова, кандидат искусствоведения, доцент Л.В. Тильга.
История русской драматургии – кандидат искусствоведения, профессор Ю.Н. Чирва, кандидат искусствоведения, доцент А.Д. Сёмкин, кандидат искусствоведения, доцент Е.В. Булышева.
История и теория театральной критики – кандидат искусствоведения, профессор М.Ю. Дмитревская, кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Песочинский, доктор искусствоведения, доцент О.Н. Мальцева, кандидат искусствоведения, профессор Н.А. Таршис, кандидат искусствоведения, доцент Е.Э. Тропп, кандидат искусствоведения, доцент И.И. Бойкова.
История и теория музыкального театра – доктор искусствоведения, профессор Л.Г. Барсова, кандидат искусствоведения, профессор Е.В. Третьякова, доктор искусствоведения, профессор Н.А. Маркарьян, доктор искусствоведения, доцент К.А. Учитель, доктор искусствоведения, профессор А.А. Чепуров.
История и теория хореографического искусства – кандидат искусствоведения, доцент Т.Е. Кузовлева.
История и теория театра кукол – кандидат искусствоведения, профессор А.П. Кулиш, кандидат искусствоведения, профессор А.Ф. Некрылова.
История и теория эстрадного искусства – доктор искусствоведения, профессор С.С. Клитин, доктор искусствоведения, профессор И.А. Богданов, кандидат искусствоведения, доцент О.В. Пятаева.
История, теория и методология актерского творчества – заслуженный деятель искусств России, профессор В.М. Фильштинский, доктор искусствоведения, профессор Л.В. Грачёва, доктор искусствоведения, профессор С.Д. Черкасский.
История, теория и методология сценической речи – доктор искусствоведения, профессор В.Н. Галендеев, заслуженный деятель искусств, профессор Ю.А. Васильев, кандидат искусствоведения, профессор Л.Д. Алфёрова, кандидат искусствоведения, доцент М.В. Смирнова.
История, теория и методология режиссуры – народный артист России, профессор Л.А. Додин, доктор искусствоведения, профессор С.Д. Черкасский, доктор искусствоведения, профессор В.И. Максимов, доктор искусствоведения, доцент О.Н. Мальцева, кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Песочинский.
История и теория сценографии – народный художник России, академик РАХ, профессор Э.С. Кочергин, кандидат искусствоведения, доцент Л.С. Овэс, кандидат искусствоведения, профессор Н.Н. Громов, кандидат искусствоведения, доцент В.В. Гришков.
История и теория театрального дела – кандидат искусствоведения, профессор Л.Г. Сундстрем, кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Пахомова, кандидат экономических наук, профессор Л.А. Сазонова.
Социология театра – доктор искусствоведения, доцент К.А. Учитель, кандидат философских наук, профессор Г.Д. Суворова.
Источниковедение истории театра – кандидат искусствоведения, профессор А.П. Кулиш, кандидат искусствоведения, профессор Е.В. Третьякова.

09.00.13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры» – кандидат философских наук, профессор Г.А. Праздников, доктор философских наук, профессор Ю.М. Шор, кандидат философских наук, доцент Е.Н. Некрасова, кандидат философских наук, доцент А.Г. Багдасарян.

07.00.02 «Отечественная история» – кандидат исторических наук, профессор В.Г. Савельева, кандидат исторических наук, доцент А.С. Соколов.

10.00.00 «Филологические науки»:
История русской литературы – кандидат искусствоведения, профессор Ю.Н. Чирва, кандидат филологических наук, доцент Н.А. Дождикова, кандидат искусствоведения, доцент А.Д. Сёмкин, кандидат искусствоведения, доцент Е.В. Булышева.

В 2016 году силами профессорско-преподавательского состава РГИСИ подготовлено и издано 18 монографий и коллективных монографий, из них в издательстве РГИСИ вышло 6 изданий:
Галендеев В.Н. «Сценическая речь. Школа. Театр»,
Голиков В.С. «Игра людей людьми для людей»,
Наумов Н.П. «Михаил Михайлович Королёв – режиссер, педагог, теоретик театра кукол»,
Черкасский С.Д. «Мастерство актера: Станиславский — Болеславский — Страсберг: История. Теория. Практика»,
Чёрная Е.И. «Сценическая речь классического восточного театра и ее уроки»,
Шор Ю.М. «Культура и время. Философско-художественные аспекты».

Выпущено 7 учебников и учебных пособий, в том числе 5 учебных пособий издано РГИСИ.

Статьи педагогов, аспирантов и студентов института были опубликованы в различных сборниках и периодических изданиях, как издательства РГИСИ (альманах «Театрон», сборники «Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исследования», «Михаил Михайлович Королёв – режиссер, педагог, теоретик театра кукол»), так и в сторонних изданиях, в том числе зарубежных («Большая Российская энциклопедия», «Без цензуры: молодая театральная режиссура ХХI века», «Петербургский театральный журнал», «Сцена», «PRO Танец», «Современная драматургия», «Справочник руководителя учреждения культуры», «European science», «Studia Culturae», «Stаnislavski Studies», vol. 3 и других). 32 статьи опубликованы в рецензируемых научных изданиях перечня ВАК.