Смирнова Марина Владимировна

Смирнова Марина Владимировна

Профессор - Кафедра сценической речи

Кандидат искусствоведения

 

Преподаваемые дисциплины: Сценическая речь

Окончила ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова в 1990 году по специальности «Актер театра и кино со специализацией актер театра кукол». Ассистентура-стажировка СПбГАТИ 1991-1993 г. по специальности «Сценическая речь» (руководитель – Кириллова Е. И.) Преподает в РГИСИ с 1992 года.

Учителя: Л. А. Головко, С. К. Жуков, Н. Ю. Боровков, Н. П. Наумов, Е. И. Кириллова, Э. А. Одынец и др.

В 2011 году защитила диссертацию «Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады» (руководитель, доктор искусствоведения, профессор Галендеев В.Н.)

Книги:
1. Смирнова М.В. 2500 скороговорок. М., 2005 (15, 0 п. л).
2. Смирнова М.В. Что нужно знать о стихах (учебное пособие).  СПбГАТИ., 2006 (7, 5 п. л.). Переиздание 2012 – издание 3-е исправленное и дополненное. Переиздание 2020 – издание 4-е исправленное и дополненное.
3. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге (учебное пособие). СПбГАТИ., 2007 (6, 75 п. л.). Переиздание 2018 – издание 3-е исправленное и дополненное.
4.Смирнова М.В. Серия книг: «Гусыня хохотушка», «Зайка-засоня», «Пудель и бульдог», «Ежата и мышата», «Пчелка-чистюля», «50 поросят». СПб., 2007.  (6 х 1, 86 п. л.).
5. Смирнова М.В. Дикционный тренинг телерадиоведущего. СПбГАТИ., 2009 (5 п. л.)
6. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи. СПб., 2013. (9 п. л.)
7. Смирнова М.В. Речевое обучение артистов и режиссеров эстрады. СПбГАТИ., 2014 (8 п.л.) 
8. Смирнова М.В. «1000 скороговорок»: для детей 4-6 лет. М.: Абрис, 2019. – 320 с. 

Статьи:
1. Смирнова М.В. Художественная структура конферанса и современные проблемы этого эстрадного жанра // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2008. № 24 (55). С. 293-298. (0, 4 п. л.)   
2. Смирнова М.В. Особенности речевого обучения артистов эстрады // Теория и практика сценической речи. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007. Вып. 2. С. 150-158. (0, 5 п. л.)

3. Смирнова М.В. Предмет «Сценическая речь» на эстрадных курсах //Ах, эта занимательная техника речи! Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: ИД Союз писателей, 2007.  С. 58-67. (0, 5 п. л.)
4. Смирнова М.В. Речевая характерность на эстраде //Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Слово в системе искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2008. Вып. 6. С. 24-32. (0, 5 п. л.) 

5. Смирнова М.В. Редкая профессия – конферансье //Театрон. СПб., 2008. № 2. С. 94-101. (0, 7 п. л.)
6. Смирнова М.В.  Режиссура эстрады и поэзия //Театральная педагогика: теория и практика. Сургут: Сур. ГУ ХМОА-Югры, 2008. С. 4-12. (0, 5 п. л.) 

7. Смирнова М.В. Игровой тренинг и сочинение речевых импровизаций //Сценическая речь: прошлое и настоящее: Избранные труды кафедры сценической речи СПбГАТИ. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. С. 308-317. (0, 5 п. л.) 
8. Кириллова Е.И., Смирнова М.В. Обучение сценической речи актеров-кукольников на заочном отделении //сб. В профессиональной школе кукольника. СПб., 2009. Вып. IV.       С. 186-198. (0, 7 п. л.)

9. Смирнова М.В. Речевая характерность в разговорных жанрах эстрады //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. № 1. 2012. С. 51-75. (1, 6 п. л.) 
10. Смирнова М.В. Художественная специфика слова в разговорных жанрах эстрады. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. № 2. 2012. С. 140-150. (0, 7 п. л.)
1
1. Смирнова М.В. О наиболее важных и проблемных аспектах в работе над словом с участниками коллективов художественной самодеятельности, любительских театральных коллективов и чтецов. //Область культуры. Информационно-методический сборник № 12. 2012. С. 22-27. (0,3 п. л.)
12. Смирнова М.В. Речевая характерность в обучении артистов и режиссеров эстрады. //Актуальные вопросы преподавания сценической речи: Межвузовский сборник. М., 2013. С. 236-272. (0, 8 п. л.)
13. Смирнова М.В. Типология речевой характерности в эстрадном искусстве. //Сценическая речь. Теория. История. Практика Коллективная монография. – СПб. 2013. С. 172-192. (0,5 п.л.)

14. Смирнова М.В. Тренинг речевой характерности. //Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра. Выпуск 7. Москва-Екатеринбург. 2013. С. 100-109. (0,5 п. л.)
15. Смирнова М.В. Радости и трудности конферанса. //Область культуры. Информационно-методический сборник № 2. 2014. С. 44-53. (0,5 п. л)

16. Смирнова М.В. Школа ведущих. Учиться никогда не поздно. //Область культуры. Информационно-методический сборник № 2. 2014. С. 54-58. (0,3 п. л)
17. Смирнова М.В. Об основах мастерства чтеца-исполнителя. Журнал «Дом культуры» № 3. М., 2015. С. 36 – 41. (0,5 п. л.)

18. Смирнова М.В. «Сказочный» тренинг воспитания артистов эстрады. //сб. «BAJKAIMIT W SZTUCE I EDUKACJI» № 4. Rzeczpospolita Polska. Olsztyn 2014. С. 247 – 255. (0,5 п. л.)
19. Смирнова М.В. Стратегия речевого обучения артистов и режиссеров эстрады //сб. Художественное слово: автор, рассказчик, слушатель. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 17 апреля 2014 г. /коллектив авторов. – Новосибирск: Из-во НГТУ, 2015. Вып. 2. С. 28-44. (0,8 п. л)

20. Смирнова М.В. Мифы и эпические сказания народов мира в речевом тренинге. //сб. «BAJKAIMIT W SZTUCE I EDUKACJI» № 7. Rzeczpospolita Polska. Olsztyn 2016. С. 201-208. (0,5 п. л.)
21. Смирнова М.В. Речевой путь одного курса. //Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исследования. СПб. РГИСИ. 2016. С. 267-277. (0,6 п. л.)

22. Г.А. Товстоногов – А.И. Райкин: диалог художников-современников. Предисловие и публикация Смирнова М.В. //Сценическая педагогика: опыт, проблемы, исследования. СПб. РГИСИ. 2016. С. 180-194. (0,7 п. л.)
23. Смирнова М.В. Воспитание «говорящего» жеста у артиста разговорной эстрады. //Искусство театра: Вчера. Сегодня. Завтра. Выпуск 8. Екатеринбург-Москва. 2016. С.36-47. (0,5 п.л.)

24. Смирнова М.В. Как работать со стихотворением. Журнал «Дом культуры» № 1. М., 2017. С. 50-52. (0,5 п. л.); №2. М., 2017. С. 44-47. (0,5 п. л.)
25. Смирнова М.В. Образ-маска в разговорной эстраде. //Театр и драма: эстетический опыт эпохи: Материалы всероссийской научной конференции. – Новосибирск. 2017. – Вып. №4. С.  201-209 (0,6 п. л.)

26. Смирнова М.В.. Жест, как важная составляющая эстрадного образа-маски (Новосибирск) //сб. Художественное слово: автор, рассказчик, слушатель. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 17 апреля 2017 г. /коллектив авторов. – Новосибирск: Из-во НГТУ, Вып. 3. С. 4-15. (0,5 п. л.)
27. Смирнова М.В. Учебный спектакль рождается в классе. //Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 2018 № 3 (36). С. 115-119. (0,6 п. л.)

28. Смирнова М.В. Сценическая речь на курсе режиссеров драматического театра. //Искусство сценической речи: выпуск III /сост. и отв. ред.  Промптова И. Ю. М.: РАТИ-ГИТИС, 2018. С. 179-188 (0,7 п. л.)
29. Смирнова М.В. И снова в путь… //Театрон. РГИСИ СПб., №4 (26) 2018 С. 36-43 (0,7 п. л)
30. Смирнова М.В. Мифы и легенды народов мира как материал речевого тренинга. //Театрон РГИСИ СПб., №3 (29) 2019. С. 73-78. (0,5 п. л.)